МБОУ «Советская средняя школа №2»

Советы психолога родителям первоклассников

 

Как не оказаться в "ловушке наказаний"

 

Родители – наиболее мотивированные участники особенных, проблемных отношений, чаще всего именно они готовы и хотят меняться, они приходят к психологу с вопросами: «Как мне быть с моим ребёнком?», «Как мне сделать так, чтобы он слушался?», «Как сделать так, чтобы реже приходилось наказывать?».

   Приведём рекомендации, которые позволят родителям самостоятельно выходить из проблемных, конфликтных ситуаций, не прибегая к помощи специалиста. Они основаны на результатах большого количества исследований поведения детей. И они работают -  потому что просты и легко применимы.

 

 

Что делать вместо наказаний?

  1. Определить то проблемное поведение, которое надо изменить (например, сын дерётся с младшей сестрой из-за того, чья очередь играть в компьютерную игру).
  2. Определить для проблемного поведения положительное противоположное (сын через определённое время уступает сестре очередь, или они играют вместе). Озвучить его для ребёнка.  Если у него не получается, потренировать – показать точно, что от него хотят увидеть.
  3. Сконцентрировать внимание на положительном противоположном! Хвалить, использовать материальные поощрения, наклейки, жетоны, очки и пр.

При поощрении ребёнка важно быть искренне воодушевлённым; точно указывать, что именно понравилось («Милый мой, ты такой молодец! Ты уже целых пять минут спокойно играешь с сестрой. Это так по-взрослому! Дай пять!»);  прикасаться к нему.

  1. Хвалить и поощрять вначале как можно чаще – каждый раз, когда ребёнок демонстрирует желаемое поведение, постепенно увеличивая временной интервал между похвалой.

Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня:

  • Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  • Кормить ребенка перед школой и после нее бутербродами, объясняя себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
  • Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
  • Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
  • Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
  • Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
  • Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
  • Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
  • Ждать маму и папу, чтобы начать выполнять уроки.
  • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день.
  • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
  • Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
  • Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
  • Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

 

«Золотые правила» для родителей

 изображение

  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, - со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.

 


 

Упражнения по предупреждению зрительного утомления при выполнении домашних заданий

Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5-6 раз.

Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.

Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15020 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, затем опустить руку.

Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

«Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.